Arabic.ru - арабский язык и мир изучения арабского языка

Арабский мир

Ваши истории

Прекрасная Петра

Индира

Лет десять назад, когда я могла только мечтать о путешествиях по миру, мне на глаза попалась журнальная статья о древнем городе Петра в Иордании. Город был назван одним из чудес света. Статью сопровождали необыкновенные фотографии - великолепные архитектурные сооружения с колоннами и портиками, вырубленные прямо в скалах. Надо сказать, что сейчас я уже путешественник со стажем:), побывала во многих странах, и о Петре как-то само собой забылось. Но тогда путешествие в Петру казалось мне просто несбыточным и невероятным событием.

И вдруг в этом году, будучи на отдыхе в Египте, на рецепшн нашего отеля я увидела объявление об однодневной поездке в Иорданию, и именно в Петру! Упустить такую возможность было бы непростительно. Даже подруга, которая предпочитает пляжный отдых туристическим прогулкам, под впечатлением моего энтузиазма решила отправиться вместе со мной.

И вот день путешествия, раннее утро, автобус забирает нас из отеля и везет в аэропорт, по пути подбирая путешественников из других отелей. Условный таможенный контроль, и мы на летном поле. Нашей группе достался маленький пропеллерный самолетик. "И на таких еще летают?" - думала я, с некоторой опаской поднимаясь по ступенькам коротенького трапа. Но мы взлетели без приключений, набрали высоту и - пожалуйте любоваться просторами Египта и Иордании с высоты почти птичьего полета. Кто был в Египте, тот знает, как красив вид египетского ландшафта из окна иллюминатора. Удивительное синее море с яркой голубой кромкой у самого берега, скалистая местность, изрезанная морщинами. Сорок минут полета пробежали незаметно, и вот мы в аэропорту Иордании в Акабе. Несколько обеспокоило то, что мы должны оставить наши паспорта на таможне и путешествовать по стране без всяких документов! Сразу вспомнились события в секторе Газа, напряженная политическая обстановка в регионе… Плюс ко всему моим паспортом заинтересовался один из таможенников - долго листал и всматривался в каждую страницу... Не знаю, что он хотел там найти, в Израиле я не была, и в принципе я вполне адекватна:). Но - обратного пути нет, поэтому, отбросив всякие беспокойные мысли и оставив паспорта на таможне в обмен на какие-то квитанции, мы погрузились в автобус.

Должна сказать, что русская группа была немногочисленна, основную часть составляли англоязычные туристы. Мы с подругой хотели присоединиться к ним и послушать англоговорящего гида (всегда полезна практика языка:), но Ассам, наш гид из египетского отеля, препроводил нас в русскоязычный автобус. Что же, послушаем родную речь в исполнении иорданского гражданина:). Местного гида звали Саид, он когда-то учился в Москве, и, видимо, поэтому говорил по-русски замечательно! Немного рассказав о стране и обычаях, Саид перешел на самую популярную тему арабских гидов - семейные отношения и все, что с этим связано - свадьба, финансы, традиции… Наверно, у каждого арабского гида есть наготове рассказ о приятеле (или брате, или знакомом), который женат на славянке. Не был исключением и наш Саид - он поведал о своем близком друге, который счастливо живет в браке со своей русской женой вот уже 10 лет. Наверно, неутихающий интерес к таким темам вызван тем, что для нас все это очень экзотично.

Наш путь пролегал по пустынной местности. Поначалу дорогу окружали высокие каменные холмы, все в извилистых трещинах, но чем дальше мы ехали, тем более пологой становилась местность, и наконец шоссе выбралось на открытое пространство. Вокруг до самого горизонта простирались выжженные солнцем песчаные или каменистые поля со скудной растительностью. Как сказал Саид, так выглядит большая часть иорданской территории. Так за разговорами и наблюдением ландшафта мы добрались до цели нашего путешествия - до Петры.

Петра, Иордания | отзыв

Было приятно выйти из автобуса и размять затекшие мышцы - почти три часа пути давали о себе знать. Вдалеке белели дома небольшого современного города. На автобусной площадке нам встретились иорданские девочки в длинных застегнутых халатах, но с открытыми лицами. Они с любопытством смотрели на нашу туристическую группу - людей в шортах и майках. Наше внимание привлекла местная семейная пара - мужчина, одетый по-европейски, сопровождал стройную женщину в национальной одежде. Видны были только ее замечательные черные глаза. Мне вспомнились литературные сравнения - "стройна, как лань, темны, как ночь, глаза..."

Пять минут передышки - и снова в пути; на сей раз нам предстояла пешая прогулка. Мы и не подозревали, какие суровые испытания нас ждут! Полчаса путешествия по пыльной дороге под палящим солнцем! Хотя май не самый жаркий месяц, солнце жгло нещадно. Особенно нелегко пришлось тем из туристов, кто был в темной одежде. Мимо нас проносились всадники на небольших резвых лошадках и флегматично цокали ослики. Почти каждую минуту погонщики предлагали воспользоваться этим живым транспортом. Мы же с подругой, как паломники, решили проделать весь путь туда и обратно пешком. По сторонам дороги виднелись огромные каменные сооружения, иногда их можно было принять просто за причудливую игру природы. Постепенно дорогу обступили невысокие скалы, еще один поворот - и мы у входа в ущелье. Когда-то здесь проходил тот самый Великий шелковый путь!

И вот мы идем дальше. По сторонам окружают отвесные стены, которые почти смыкаются где-то над головой в вышине. Примерно на высоте полуметра от дороги параллельно ей в стенах высечены канавки для сбора дождевой воды. Пару раз нам встречаются небольшие каменные бассейны - в них и скапливалась вода во время дождей. Дорога то расширяется, то сужается. Стоит только отстать от группы, засмотревшись на причудливый узор песчаника, и со всех сторон обступает тишина. А смотреть есть на что. Песчаник - не очень прочный камень, и за две тысячи лет ветер и вода изрезали каменные стены живописными трещинами. За каждым поворотом открывается еще более впечатляющий по сравнению с предыдущим пейзаж. Несмотря на окружающие со всех сторон каменные стены, не возникает ощущения замкнутого пространства. Может быть, благодаря кусочку неба, который всегда виден над головой.

Идти довольно легко, так как дорога немного под уклон. Об обратном пути пока не хочется думать. Путешествие подобно медитации - просто отстраненно наблюдаешь происходящее и любуешься красотами, спокойно и безмятежно; наверно, это и есть нирвана.

Петра, Иордания | отзыв

Кажется, последний отрезок пути по ущелью, дорога становится совсем узкой, впереди в просвете угадывается открытое пространство. Мы выходим на большую песчаную площадь, и перед нами открывается потрясающий вид! Вырубленное в скале величественное здание с колоннами и полуразрушенными конными статуями. На стенах видны сколы и выбоины - следы орудий, которыми обстреливали здание в поисках тайника с сокровищами. Это знаменитая Казна, она и сегодня поражает размерами и архитектурой. Фасад напоминает о греческих храмах - такие же колонны и треугольные портики. В глубине между колоннами таинственно темнеет вход. Если подняться по ступенькам, попадаешь в небольшое помещение - "холл", за которым, кажется, есть еще несколько комнат, закрытых для доступа. Несмотря на отсутствие архитектурных изысков, "холл" очень красив - стены словно разукрашены неровными разноцветными полосами и пятнами - оранжевыми, желтыми, коричневыми...

Кстати, доподлинно неизвестно, почему сооружение носит название "Казна"… В 70-х годах прошлого века, когда Петра была заново открыта археологами, в этом городе еще жили люди! Они и дали названия всему, что есть в Петре. Хочется думать, что это потомки тех самых наббатеев, которые построили город. Вообще споры о предназначении города не утихают и в наше время. Практически в каждом строении были обнаружены останки людей. Так, может быть, Петра - это просто комплекс захоронений?.. Но, скорее всего, в усыпальницу город был превращен гораздо позже, а до этого он пережил период расцвета. Ведь Великий шелковый путь пролегал именно через Петру, и можно представить, как там было шумно и какими богатствами владели горожане! Может быть, поэтому самое красивое здание Петры и называется Казной.

Все выглядит очень архаично. На площади перед Казной расположился небольшой рынок местных ремесел, а рядом на ветхих деревянных скамейках сидят местные мудрецы. Некоторые из них одеты в галабеи и бедуинские платки, некоторые - в обычной современной одежде. Они молча взирают на путешественников, изредка перебрасываясь короткими фразами. На женщин они смотрят с особенным любопытством. Тут же на площади дремлют верблюды в ожидании седоков. Некоторые туристы из нашей группы отваживаются оседлать их.

Петра, Иордания | отзыв

Мы торопимся за гидом. После узкого перехода, отделяющего площадь Казны от остального города, пространство расширяется, скалы расходятся в стороны. Отовсюду на нас смотрят квадратные глазницы пещер, иногда обрамленные резными колоннами и широкими выступами тщательно обработанного камня. Где-то портики словно повисают в воздухе, ступенями начинаясь от середины скальной стены и уходя ввысь к вершине. Из-за этого каменные глыбы кажутся легкими и воздушными. Вдалеке видны самостоятельные постройки, вымощенная камнем дорога, ступени, ведущие к уже несуществующим храмам...

Местная архитектура - сплошная эклектика. Здесь и дорические колонны, и остатки статуй, в которых можно узнать римский стиль, и греческий амфитеатр, полукругом расположившийся у подножия каменного холма… Несколько цветущих зеленых кустов ярким пятном выделяются на песчаном фоне. Тут же от своих дневных трудов мирно отдыхает ослик.

По пути нас постоянно окликают "торговцы" - местные дети - с предложениями купить какие-то безделицы. Они обращаются к нам то на английском, то на русском, даже на японском… Иногда слышится "шукран джазилян" - их благодарность тем, кто все-таки что-то покупает.

Петра, Иордания | отзыв

Очередная остановка - на холме, где раньше располагался христианский храм. Сейчас здесь только невысокие стены и мозаичный пол. Вообще во время путешествия меня всегда удивляло наличие объектов христианского культа. Обычно христианство ассоциируется с православными церквями или католическими храмами, и как-то забывается, что именно на Востоке все и начиналось.

После обеда в небольшом ресторане мы двинулись в обратный путь. Снова яркое солнце и песок под ногами. Сейчас не надо торопиться за гидом - свободное время, и у нас есть возможность внимательно рассмотреть то, что мы пропустили раньше, побродить среди разрушенных зданий и ощутить течение времени… Только теперь мы замечаем археологов у одной из скал. Мы неспешно проходим мимо "амфитеатра", мимо лотков с произведениями местных умельцев. Снова задерживаемся на несколько минут у здания Казны. Совсем не хочется покидать эти удивительные места. Меня догоняет Ассам - наш гид из отеля - и интересуется, как мне понравилась экскурсия. Я выражаю ему свои восторги, а в ответ слышу: "Да, неплохо, но Египет все равно лучше!" Конечно, что же еще мог сказать египтянин! "И Египет тоже хорош", - соглашаюсь я. Но, наверно, нельзя сравнивать "чудеса света" друг с другом - каждое из них по-своему прекрасно.

Бросив прощальный взгляд на площадь, мы возвращаемся к автобусу по тому же ущелью. Сейчас здесь чуть прохладнее, чем днем. Уставшие, но полные впечатлений добираемся до стоянки и отправляемся в обратный путь. Шоссе проходит высоко по холму, откуда видны современные дома и скалы, среди которых затерялся путь в Петру.

По прибытии в аэропорт мы благополучно забираем наши паспорта. Снова полет над пустыней и Красным морем. А в воображении встает Петра, которая и ночью не знает покоя - туда съезжаются туристы, чтобы посмотреть night-light-show. Как жаль, что мы этого не увидели! Но это уже совсем другая экскурсия. Зато теперь у нас есть отличный повод вернуться в этот прекрасный город и увидеть его ночное великолепие.

Арабский мир
Реклама
Отдых в арабских странах

Туристические поездки по Сирии и Иордании. Подробнее...

Арабский язык за рубежом

Курсы арабского языка в Каире. Подробнее...

Реклама
Арабский перевод

Перевод текста с русского на арабский и с арабского на русский. Подробнее...
О сайте | Об Арабском | Как Его Учат | Форум | Почитать | Послушать | Арабский Мир | Поиск по сайту